+7 (843) 296-59-37
Главная Модели катеров Статьи Заказать катер Прайс

ВСЕГДА ЛИ ЗВЕНЕЛИ ЯКОРЯ? (Глава I)


«Где лодья ни рыщет, а у якоря будет»
(Старинная поморская поговорка)

ЯКОРНЫЕ КАМНИ

С тех пор как первобытный человек построил свой первый «корабль» — связанный из стволов деревьев плот или долбленый челн, он понял, что не всегда можно упереться в дно шестом, удержаться за водоросли или зацепиться за камень или дерево, растущее на берегу. Иногда нужно было останавливать судно на середине реки или вдали от морского берега. И камень, привязанный к лиане (а возможно, и к веревке, свитой из сухожилий убитых животных), оказался первым в истории якорем, который на протяжении тысячелетий оставался единственным приспособлением для удержания судна на открытой поверхности воды (Рис. 1).
Рис. 1. Привязали к камню лиану

Но груз, привязанный к веревке, — еще не якорь в современном смысле этого слова, ибо держащая сила современных якорей в десятки раз превосходит их собственный вес. А у камня, лежащего на дне, держащая сила даже меньше его веса. Поэтому назовем камень с привязанной к нему веревкой «якорным камнем».

« Держащая сила якоря — это сила, которая приходится на единицу его веса и должна быть приложена для того, чтобы вырвать якорь из грунта в момент. когда веретено якоря расположено горизонтально. Удерживающая способность якоря — это сила, удерживающая корабль, который стоит на якоре, от перемещения под воздействием ветра и течения. Удерживающая способность якоря определяется произведением держащей силы якоря на его вес». — Справочник по морской практике. М., Воениздат, 1969.

Рис. 2. На камне сделали жолоб Рис. 3. Просверлили отверстие
Первым усовершенствованием якорного камня стал желоб (канавка), сделанный по окружности, чтобы веревка или лиана не соскальзывала с гладкой мокрой поверхности (Рис. 2).

Более надежно — просверленное в камне отверстие. Якорный камень, показанный на Рис. 3, нашел известный советский археолог А. Я. Брюсов во время раскопок в низовье реки Суны в Карелии в 1929 году. Эта интересная археологическая находка относится к 2000 году до н.э. Сейчас она хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

Якорные камни с отверстиями позже были найдены и советским ученым Р. А. Орбели во время подводных археологических исследований в Ольвии — на правом берегу Буга между Очаковом и Николаевом — и в Херсонесе под Севастополем.

Рис. 4. Барельефы на гробнице в пирамиде Сахуры
Судя по аналогичным археологическим находкам, сделанным в Египте, якорные камни долго оставались единственной конструкцией. Другого какого-либо якоря человек еще не знал. Это подтверждают египтологи: они говорят, что иероглифы Древнего Египта не содержат знака (или группы знаков), обозначающего якорь в нашем понимании этого слова. Помимо многочисленных образцов якорных камней, хранящихся в музеях различных стран мира, до нас дошли и письменные памятники, говорящие об их применении. Так, например, на барельефе в так называемом заупокойном храме Сахуры — царя Египта пятой династии фараонов (3000-2600 годы дон.э.), в Абусире, есть два изображения якорных камней (Рис. 4). На одном барельефе якорный камень-блок пирамидальной формы с отверстием в верхней части — приспущен за борт судна, на другом — лежит на палубе в носовой части корабля.

На большом барельефе, изображающем египетский флот, в одной из пирамид в Кверет-Мураи (1600 год до н.э.) есть два корабля, которые привязаны канатами за дерево на берегу. С кормы каждого из этих кораблей в воду уходят два других каната. Можно полагать, что к последним прикреплены якорные камни — блоки пирамидальной формы. На рисунках древних жителей Египта какой-либо другой конструкции якоря не встречается, и, как уже говорилось. среди дошедших до нас многочисленных египетских иероглифов, которые обозначают почти все предметы повседневного быта египтян, знаков, обозначающих какой-либо другой якорь, нет.
Еще одним доказательством, что в Древнем Египте не был известен якорь, может служить его отсутствие на самых ранних моделях кораблей. Принято считать самыми древними моделями так называемые «корабли мертвых», найденные в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. На этих кораблях ушедший владыка якобы отправлялся в последнее плавание в «Страну мертвых». Модели эти сделаны весьма искусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, рей, блоки и прочее. Однако якорей на них мы не видим. Вместо них имеются якорные камни пирамидальной формы с отверстием в верхней части и привязанной веревкой из папируса. Несколько моделей «кораблей мертвых» есть в экспозиции «Египет» Британского Национального музея в Лондоне.

То, что древние египтяне применяли якорные камни, подтверждает и «отец истории» — Геродот (около 484-425 годов до н.э.). В шестнадцатой главе второго тома своей «Истории» он, рассказывая о плаваниях древних обитателей Египта по Нилу, говорит, что они применяли якорные камни для уменьшения скорости своих судов по течению реки, бросая их с кормы. Это позволяло им на очень сильном течении Нила в разлив управлять судном и, в случае необходимости, останавливать его. Вес якорного камня, по утверждению Геродота, составлял два таланта (1 талант равен 51 французскому фунту, или 25,5 кг).

Рис. 5. Якорные камни
Древнего Средиземноморья
Якорными камнями пользовались и другие мореходы древности-жители Вавилона, Финикии, Карфагена, Греции и Рима (Рис. 5). Древние финикийские мореходы в якорных камнях пробивали два отверстия для веревки. Вероятно, так было надежнее. Якорными камнями были снабжены и корабли Агамемнона, осаждавшие Трою. Из гомеровской «Одиссеи» мы узнали, что на «Арго» также был якорный камень. Древние римляне называли такие камни «eunai» .
Моряки еще давно заметили, что в зависимости от условий стоянки один и тот же корабль удерживается на месте либо большим, либо малым камнем. Поэтому на судах появился набор якорных камней разного веса. В шторм за борт бросали тяжелый камень, поднять который обратно на борт могли только несколько десятков человек. При хорошей погоде в воду летел сравнительно легкий якорный камень. Но хранить на корабле несколько якорных камней оказалось не совсем удобно. Во-первых, каждый раз нужно было прикреплять к камню веревку, а во-вторых, незачем возить весьма нелегкие лишние камни. Мореплаватели древности нашли остроумный выход, применив плетеные корзины, сети и мешки. В зависимости от силы ветра и течения в них нагружали нужное количество мелких камней (Рис. 6). Такие «якорные камни изменяемого веса» были па кораблях Александра Македонского, а воины Древнего Рима приспособили их для удержания понтонных мостов через быстрые реки.

Рис. 6. Мешок и корзина с камнями
Самыми искусными корабелами древности на Средиземном море по праву считают финикийцев. Их страна, лежавшая на скрещении важнейших караванных и морских путей, очень рано стала страной транзитной торговли. Торговые фактории Финикии были разбросаны по всему Средиземноморью, а по сообщению некоторых авторов древнего мира, несколько десятков их находилось даже на западном, атлантическом побережье Африки. Остановимся немного подробнее на конструкциях якорных камней, которыми пользовались эти отважные мореходы древности.
Известно, что они плавали до островов Силли, расположенных у юго-западной оконечности Англии. Оттуда они вывозили очень ценившееся тогда олово — сырье для изготовления бронзы. На своих кораблях финикийцы применяли уже не якорные камни, а колоды из ливанского кедра, нагружаемые кусками олова (Рис. 7). Записи древнегреческого историка Диодора Сицилийского (90-21 годы до н.э.) повествуют о любопытном факте. Возвращаясь домой с островов Силли, финикийцы заходили на остров Сицилия за серебром. И когда для его погрузки на корабле совсем не оставалось места, они вынимали из кедровых колод олово и наполняли их более дорогим металлом.
Рис. 7. Колода
с кусками олова внутри
Но держащая сила колод, даже заполненных оловом или серебром, в воде получалась меньше, чем их вес. Такие якоря годились только тогда, когда груз заглублялся в мягкий грунт, например жидкий ил. На твердом грунте кедровые колоды никуда не годились, и финикийские мореплаватели усовершенствовали якорные камни. Вместо двух отверстий в камне они стали сверлить три или пять. Сквозь нижние отверстия они пропускали деревянные колья, заостренные с двух сторон. Под действием веса камня эти колья зацеплялись за грунт, увеличивая держащую силу якорного камня (Рис. 8). В какой-то степени такой якорный камень по принципу действия можно сравнить с граблями: углубите грабли в грунт и попробуйте потянуть…

Но держащая сила колод, даже заполненных оловом или серебром, в воде получалась меньше, чем их вес. Такие якоря годились только тогда, когда груз заглублялся в мягкий грунт, например жидкий ил. На твердом грунте кедровые колоды никуда не годились, и финикийские мореплаватели усовершенствовали якорные камни. Вместо двух отверстий в камне они стали сверлить три или пять. Сквозь нижние отверстия они пропускали деревянные колья, заостренные с двух сторон. Под действием веса камня эти колья зацеплялись за грунт, увеличивая держащую силу якорного камня (Рис. 8). В какой-то степени такой якорный камень по принципу действия можно сравнить с граблями: углубите грабли в грунт и попробуйте потянуть…
Рис. 8. Держащую силу якорного камня увеличили кольями Рис. 9. На принципе действия крюка и груза… Рис. 10. Такими якорями пользовались американские индейцы-китобои
После второй мировой войны, когда широкое применение получил акваланг, подводные пловцы-археологи стали находить такие якорные камни в местах, где когда-то  располагались торговые фактории Финикии. Как правило, эти камни были плоскими, иногда треугольной, а иногда овальной формы, с тремя, четырьмя и чаще — с пятью отверстиями. На некоторых из поднятых со дна Средиземного моря камнях сохранились следы древнегреческих букв. По-видимому, конструкцией якорного камня с кольями пользовались и греки. Во всяком случае, следы греческих букв оказались на таком же якорном камне с пятью отверстиями, который нашли французские аквалангисты в 1959 году на дне моря на северо-африканском побережье.

Следующее усовершенствование якорного камня — конструкция, показанная на Рис. 9, — крестовина из заостренных сучьев, утяжеленная просверленными камнями. В этой конструкции уже сочетается принцип действия крюка, который заглубляется в грунт, и простого груза. В какой стране и у какого народа якорный камень с крестовиной появился раньше, сказать трудно. Археологические раскопки в различных уголках земного шара свидетельствуют: подобные якорные камни применялись в разных частях света. Камень с крестовиной был распространен от западных берегов Европы до восточных берегов Азии и на побережье обеих Америк.

Подобный якорь хранится в Лувре. В глубокой древности он служил рыбакам Японии. Он почти ничем не отличается от якоря, изображенного на Рис. 10. Каких-нибудь двести лет назад его использовали на океанских каноэ индейские китобои с острова Ньюфаундленд.

Рис. 11. Этот якорь нашли в Сибири
Конструкции древних якорей из дерева и камня были различны, хотя их принцип одинаков. Оригинально устройство якоря, показанного на Рис. 11. Большой плоский камень удерживается четырьмя жердями с отходящими от них срезанными еловыми ветками. Жерди прочно скреплены между собой ивовыми прутьями. Такими якорями пользовались во время рыбной ловли древние обитатели Сибири — ханты, манси и кеты.

Конструкция двух якорей, изображенных на Рис. 12, срисована с подлинных экспонатов Британского Национального музея в Лондоне. Оба якоря были найдены в разное время в разных местах Англии. Фактически это тоже крестовина, сделанная наполовину из камня. Здесь продолговатый камень служит рычагом, переворачивающим при натяжении веревки якорь на бок, на один из двух концов доски, который под действием веса камня заглублялся в грунт.
Якорь, показанный на Рис. 13, нашли французские археологи в провинции Бретань, недалеко от города Сен-Серван. А якорь, изображенный на Рис. 14, обнаружили за 4000 миль — на Атлантическом побережье Северной Америки, в районе Квебека. Сходство потрясающее! Кто у кого позаимствовал идею?
Конструкции древних якорей из дерева и камня были различны, хотя их принцип одинаков. Оригинально устройство якоря, показанного на Рис. 11. Большой плоский камень удерживается четырьмя жердями с отходящими от них срезанными еловыми ветками. Жерди прочно скреплены между собой ивовыми прутьями. Такими якорями пользовались во время рыбной ловли древние обитатели Сибири — ханты, манси и кеты.

Конструкция двух якорей, изображенных на Рис. 12, срисована с подлинных экспонатов Британского Национального музея в Лондоне. Оба якоря были найдены в разное время в разных местах Англии. Фактически это тоже крестовина, сделанная наполовину из камня. Здесь продолговатый камень служит рычагом, переворачивающим при натяжении веревки якорь на бок, на один из двух концов доски, который под действием веса камня заглублялся в грунт.
Рис. 12. Якорные камни древних обитателей Англии Рис. 13. Найден во Франции… Рис. 14. Находка близ Квебека в 1740 г.
Якорь, показанный на Рис. 13, нашли французские археологи в провинции Бретань, недалеко от города Сен-Серван. А якорь, изображенный на Рис. 14, обнаружили за 4000 миль — на Атлантическом побережье Северной Америки, в районе Квебека. Сходство потрясающее! Кто у кого позаимствовал идею?
А вот еще два варианта конструкции якоря, из камня и дерева (Рис. 15). Достигнув дна, такой якорь может упасть или на торец камня, или на доску. В первом случае он углубится в грунт торцевой частью камня, во втором — торчащим из досок клином или суком. Авторы конструкции (а) — древние обитатели Британии — кельты. Вторая конструкция широко применялась русскими поморами. На рисунке (б) изображен якорь XVII века, хранящийся в краеведческом музее в Холмогорах.

Якорные камни применяли не только для стоянки кораблей, но и для удержания их на курсе. Финикийцы, плавая по Нилу, применяли для этой цели якорный камень, который изображен на Рис. 16. В нижней части плоского квадратного камня сделана канавка, в которую закладывалась оттяжка, удерживавшая камень в вертикальном положении. Такой якорный камень оказывал значительно большее сопротивление движению судна.

Рис. 15. Якорь древних кельтов (а) и якорь русских поморов (б)


Рис. 16. Такие якоря египтяне бросали с кормы
Простейшая форма якорного камня сохранилась в употреблении до наших дней. Камнем, прикрепленным к веревке, пользуются рыбаки некоторых племен в Африке, обитатели островов Тихого и Индийского океанов и даже рыбаки европейских стран. В наше время якоря-грузы применяют при сплаве караванов на участках рек с сильным течением. Это делается для того, чтобы судно или караван не развернуло лагом к стремнине. Когда-то на Волге якоря-грузы называли сплавными лотами.

В древнем мире, по мере развития торговых и культурных отношений между странами, разделенными морями, совершенствовалась и техника судостроения, непрерывно увеличивались размеры кораблей, повышалась их мореходность. В период развития рабовладельческого общества государства, имевшие выход к бассейну Средиземного моря, уже располагали большим флотом сравнительно крупных гребных и гребно-парусных судов. Конструкция якорного камня с кольями не могла больше удовлетворять моряков по величине держащей силы.


Рис. 20. Этот якорь был известен на Востоке за две тысячи лет до н.э. …


Рис. 21. Этот появился на
Средиземном море в VII дон.э.
Якорь, найденный в конце прошлого века во время археологических раскопок в Китае (Рис. 20), целиком вытесан из очень твердого камня. На каменном веретене, на расстоянии ? его длины от отверстия для веревки, сохранились следы плоских граней. Именно на это место сверху насаживался шток с отверстием в средней части. Полагают, что этот якорь относится к периоду царствования династии Юй (третье тысячелетие до н.э.).

В бассейне Средиземного моря-колыбели мореплавания Запада-якоря со штоком появились значительно позже — примерно в семисотых годах до н.э. Их штоки были каменными (Рис. 21). Достоверно известно, что на гигантском корабле «Александрия», который был построен коринфским корабелом Архиасом по приказу сиракузского царя Гиерона II и спущен на воду под наблюдением Архимеда, кроме восьми железных якорей, было четыре деревянных. Этот корабль считался колоссальным достижением века, чудом техники того времени. Достаточно сказать, что на его постройку ушло столько дерева, сколько бы потребовалось на строительство пятидесяти больших галер. На другом «дредноуте древности» длиной около 90 метров, построенном в Египте во времена царствования царя Птолемея Филопатора (221-204 годы до н.э.), было четыре железных и четыре деревянных якоря.
Рис. 22. Якорь древних японских рыбаков Рис. 23. Рисунок Миклухо-Маклая

Какие же конструкции якорей применяли на своих кораблях древние греки и римляне?

Более или менее подробное заключение нам дают возможность сделать дошедшие до наших дней эллинские барельефы, росписи по керамике, мозаики, описания современников и находки памятников, подобных галерам Калигулы.

До появления железных якорей древние мореплаватели Египта, Вавилона, Финикии, Карфагена, Греции и Рима применяли якорные камни, камни с деревянными стержнями, сети, мешки и корзины с камнями, кедровые колоды с оловом, камни с прикрепленными сучьями, деревянные якоря со штоком из дерева, деревянные якоря с каменным штоком и такие же со свинцовым штоком.


Рис. 26. Предполагают,
что этот
якорь изобрели этруски
Из штоковых якорей наиболее распространенными были деревянные якоря с каменным штоком. Прямые, поставленные под острым углом дубовые рога крепились к нижней части веретена на шипах и обматывались в месте соединения веревкой. Каменный шток с прямоугольными вырезами в средней части крепился к веретену также веревкой. Якорный рым делался в виде прочной веревочной петли.

Конструкция якоря со свинцовым фигурным штоком более совершенна (Рис. 26). Здесь рога крепятся к веретену на шипах и клиньях из орехового дерева. Чтобы концы рогов не расщеплялись при падении на твердый грунт, они покрыты железными листами, на гвоздях квадратного сечения. Рога скреплены с веретеном свинцовой рамой. В верхней части веретена есть отверстие, через которое заведен железный кованый рым. Шток якоря отлит из чистого свинца. Некоторые зарубежные специалисты по истории античного кораблестроения утверждают, что якорь со свинцовым штоком — не римское изобретение. По их мнению, такие якоря впервые применили на своих кораблях этруски — представители древнейшей могущественной морской державы-союзницы Карфагена.
На сотнях найденных за последние годы свинцовых штоках есть надписи на древнегреческом и латинском языках, отдельные буквы, цифры и художественные изображения. Начнем с надписей. Наиболее часто повторяющаяся «Marcus Sevelus“-“Маркус Севелус». У всех штоков с этой надписью одна особенность: сделанное в середине штока отверстие не сквозное, а с перемычкой из свинца. Именно эта перемычка и дала возможность археологам восстановить картину технологии изготовления якорей (Рис. 27). Надпись же «Marcus Sevelus» оказалась не чем иным, как именем якорного мастера. Оно фигурирует в хрониках Древнero Рима того периода. Маркус Севелус не соединял свинцовый шток с деревянным веретеном веревкой и не насаживал его на веретено после отливки. Деревянное веретено с небольшим круглым отверстием вставлялось в земляную форму штока, которая заливалась расплавленным свинцом. Чтобы веретено в месте соединения не обгорало, применялись огнеупорные обмазки, возможно — глиняно-песчаные. Получающаяся таким образом перемычка оказывалась как бы стержнем, крепящим свинцовый шток на деревянном веретене.


Рис. 27. Схема изготовления свинцового штока Маркусом Севелусом
Если все поднятые со дна Средиземного моря свинцовые штоки рассматривать в примерной хронологии их появления, нельзя не заметить важной закономерности: с приближением к началу нашей эры вес штоков явно уменьшается. Видимо, древние греки и римляне поняли, что орудовать с якорями весом в тонну дело нелегкое. Хотя те и другие прекрасно умели использовать блоки и вороты, вес оставался весом и якорь нужно было опускать и поднимать. Да, именно опускать! Можно смело утверждать, что они не бросали свои хрупкие якоря на дно. Якоря они очень берегли и относились к ним с большим вниманием. Но об этом позже.

Штоки, которые археологи относят к I веку до н.э., значительно тоньше, легче и даже обшиты деревом. Такой облегченный шток нашли лет пять назад французские аквалангисты близ мыса Коре. Его длина 192 см, а вес 240кг. Свинцовый шток длиной 170 см и весом около 200 кг вместе с обломком деревянного веретена обнаружил несколько лет назад экипаж советского земснаряда «Кубань-3» во время углубления канала в Керченскую бухту. Он тоже относится к I веку до н.э.

И еще о надписях на древних якорях. Как правило, на больших свимцовых штоках весом 600-700 кг встречается надпись на латинском языке «Зевс-бог всемогущий и спаситель» или просто латинская буква «Z». Иногда на торцах свинцового штока можно встретить изображение головы Медузы. Эти штоки от особых якорей. У древних римлян они именовались «Anchora Sacra» — «священный якорь».

Задумаемся на минуту, сколь зависимы от ветра и волн были древние мореплаватели. Сколько раз неуклюжие, малоостойчивые корабли греков и римлян, плававшие в основном только с попутным ветром, становились жертвами бурь. Не сразу мореходы Средиземного моря постигли премудрость господствующих течений, не сразу нанесли на свои примитивные карты опасные рифы и мели. Утлые суденышки дрейфовали «без руля и без ветрил» у опасного подтветренного берега. В таких случаях вся надежда попавших в беду моряков возлагалась на «священный якорь»- самый большой и тяжелый из всех находящихся на корабле. Им пользовались лишь тогда, когда судну грозила неминуемая гибель.

Мореплаватели древности были очень набожны и суеверны. Море они считали царством тьмы и неизвестности, населенным злыми и добрыми духами, которыми правит всемогущий Нептун. Поэтому перед тем как отдать якорь, мореходы Древнего Рима молились богам-покровителям и вырезали на деревянных рогах заклинания. Да и само изготовление «священного якоря» завершалось особым религиозным обрядом. После того как мастер заканчивал работу, якорь торжественно переносили в храм Зевса… Там целую неделю якорю воздавались пышные почести, курились благовония, произносились молитвы, приносились жертвы… После этого служители храма вырезали на рогах якоря священные знаки, назначение которых — отвести от мореходов — обладателей якоря злой дух, болезни и смерть.

На штоке выбивалось стандартное клеймо-девиз: «Зевс — бог всемогущий и спаситель». (Зевса римляне почитали выше Нептуна.) Но почему на торцах свинцового штока вырезалось изображение Медузы-горгоны — чудовища, изображавшегося в виде женщины с головой, покрытой вместо волос извивающимися змеями? Оказывается, в позднейших мифах Древнего Рима Медуза превратилась уже в прекрасную девушку, возлюбленную Нептуна, которому она родила Пегаса. Изображение ее головы на штоках римских якорей следует рассматривать как заклинание, отвращавшее от моряков опасность. Несколько десятков свинцовых штоков с изображением головы Медузы нашли на дне моря у берегов Испании, Ливии и Ливана. Это были штоки «священных якорей».

В память о былом значении «священного якоря» в латыни осталось изречение: «Sacram anchoram solvere» — «Спастись священным якорем», то есть избежать неминуемой гибели.

Огромное значение якорю придавалось моряками всех стран и в более поздние времена. Так, например, отношение моряков к якорю в эпоху парусного флота красноречиво отражено в дошедших до нас выражениях французского языка: «Ancre d'esperance» — «якорь надежды», «Ancre de misericorde“-“якорь спасения», «Ancre sacree“-“священный якорь» и даже «Maitresse ancre» — «госпожа якорь» (во французском языке слово «якорь» женского рода).


* * *